С 5 сентября 2020 года в рамках реализации положений Федерального закона № 161-ФЗ, принятого 25.05.2020 г. вступили в силу ряд изменений в Закон об ОСАГО (40-ФЗ от 25.04.2002г.)
Важнейшим изменением стала индивидуализация расчета размера базовой ставки тарифа ОСАГО для каждого автовладельца, что позволило страховым компаниям при расчете персонального тарифа учитывать не только привычные для всех коэффициенты, такие как: регион регистрации, мощность, возраст/стаж допущенных водителей, КБМ, срок страхования, но и дополнительные персональные, в том числе и личностные характеристики владельцев транспортных средств, а так же особенности технических характеристик самих транспортных средств.
Перечисленные ниже факторы с 05.09.2020 года учитываются страховыми компаниями при расчете индивидуальной базовой ставки страхового тарифа ОСАГО:
- Наличие административных или уголовных наказаний вследствие управления транспортным средством лицом в состоянии алкогольного опьянения, что стало причиной ДТП и повлекло за собой причинение вреда жизни и здоровью или смерть одного или нескольких лиц. Указанные факторы сохраняют актуальность и учитываются при расчете размера базовой ставки ОСАГО в течение 1 года с момента окончания исполнения постановления об административном наказании или 1 года с момента окончания срока уголовного наказания.
- Наличие повторяющихся в течение года, предшествующего заключению нового договора ОСАГО, нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой возникновение ДТП, в случае, если указанные нарушения были зафиксированы сотрудниками ГИБДД, а не камерами фото- или видеофиксации, а так же еще не были учтены ранее при расчете актуального КБМ.
- Технические характеристики транспортных средств (например: цвет кузова, мощность двигателя в зависимости от модификации конкретного ТС и другие факторы).
Главная задача, которую преследует либерализация тарифов ОСАГО - сделать их (тарифы) более объективными, гибкими, учитывающими максимально возможное число факторов, позволяющих определить реальную величину возможных рисков при управлении конкретным лицом транспортным средством с определенными техническими характеристиками.
При грамотном подходе страховых компаний к реализации положений 161-ФЗ, все перечисленные изменения должны сделать итоговую стоимость полиса ОСАГО по-настоящему индивидуальной и объективной для каждого автовладельца и его транспортного средства.
Как итог: в части подхода к формированию тарифа полис ОСАГО должен стать значительно ближе к добровольному страхованию автогражданской ответственности (КАСКО).